Судебная практика по делам об экологических правонарушениях за 2017 год

Уголовная ответственность за экологические преступления судебная практика

Судебная практика по делам об экологических правонарушениях за 2017 год

Защита экологии — прямая обязанность каждого гражданина. Особенно это важно в тех регионах, где состояние окружающей среды можно назвать неблагоприятным из-за работы крупных промышленных предприятий или недостаточного количества зеленых насаждений.

Пренебрежение необходимостью сохранения природного баланса может привести к крайне серьёзным последствиям не только для нынешнего поколения, но и для потомков.

Рост онкологических и ряда других тяжелых заболеваний в некоторых промышленных городах является ярким подтверждением этого.

На сегодняшний день юридическая ответственность за экологические правонарушения имеет несколько видов.

Наряду с уголовным наказанием, виновнику может грозить также административная и дисциплинарная ответственность.

По какому кодексу гражданин или юридическое лицо будет привлекаться, зависит не только от степени нанесенного им вреда, но и от роли обвиняемого в совершении этих действий.

Виды экологических правонарушений

Полный список экологических преступлений перечислен в гл.26 УК. В ней находится 18 статей, каждая из которых определяет виды правовой ответственности за загрязнение природы.

Кроме различий в объекте нарушения, подобные действия могут классифицироваться по личности нарушителя или отношению юридического лица к объекту.

Гражданин, обвиняемый в нарушении правил пользования природоохранным объектом, может:

  • являться его владельцем;
  • быть законным пользователем (арендатором);
  • не иметь отношения к объекту.

Также экологические преступления делятся на виды в зависимости от тяжести причинения прямого ущерба. В их число входит:

  • уничтожение природных ресурсов или редких видов животных;
  • частичное загрязнение природоохранных объектов;
  • нанесение ущерба иным способом.

Ещё одним вариантом классификации экологических преступлений является определение объектов нарушения. К ним относятся водоёмы, лесные и земельные угодья, животные, горы и атмосфера.

Что относится к экологическому преступлению

Обычно люди воспринимают преступления в сфере экологии исключительно как загрязнение окружающей среды. Однако, несмотря на то, что загрязнение природных ресурсов действительно представляет большую угрозу, ответственности подлежат также и многие другие умышленные или ненамеренные действия граждан:

  • вырубка лесов;
  • уничтожение сельхозугодий, редких многолетних кустарников или растений;
  • нарушение правил эксплуатации производственных объектов или конструкций;
  • бездействие в вопросах охраны окружающей среды;
  • причинение вреда природе в корыстных целях (сбор лекарственных трав и ягод, незаконная охота на диких животных и вылов рыбы);
  • истощение подземных вод вследствие несанкционированного использования артезианской скважины для полива сельхозугодий или в промышленности;
  • умышленный/неумышленный поджог леса или других насаждений;
  • совершение действий, способных вызвать мор рыбы и другой фауны водной среды (незаконный лесоповал на реке или озере, сооружение дамбы, использование динамита или иных химических веществ);
  • должностные преступления, связанные с неправомерного перепрофилирования природоохранных земель в территорию общего или коммерческого пользования.

Ответственность за экологические правонарушения имеет особенные черты, объясняющие соответствие поступков граждан действующим законодательным нормам.

К примеру, санкционированный покос зеленых насаждений, имеющих сельскохозяйственное происхождение (сбор урожая) не может квалифицироваться как нанесение вреда природе.

Однако несанкционированное уничтожение чужих посевов или многолетних насаждений будет трактоваться как хозяйственное преступление.

Нормы охраны окружающей среды допускают привлечение к наказанию юридических лиц и граждан даже при отсутствии каких-либо реальных последствий. Создание потенциальной опасности — также экологическое преступление.

Если на производственном предприятии в ходе проверки обнаружено серьёзное нарушение правил перевозки или хранения вредных отходов, распространение которых допускает причинение вреда природе, руководство этого предприятия наверняка ждёт административное наказание.

Ответственность за вред окружающей среде

Подавляющее большинство экологических правонарушений, независимо от тяжести их последствий, подлежат ответственности согласно действующему законодательству.

Однако далеко не каждый случай нанесения вреда природе влечет возбуждение уголовного дела и наложение административного штрафа.

Если речь касается так называемого возмещаемого ущерба — эксплуатации экологически вредных объектов, работа которых предусматривает выброс определенного количества вредных веществ в атмосферу или водоём, то юридический статус такой деятельности регулируется гражданским законодательством. На практике это означает, что целлюлозно-бумажный комбинат или металлургический завод имеют право на определенную норму выбросов вредных веществ в течение года и эти действия не квалифицируются как экологическое преступление.

Во всех остальных случаях, когда нарушение в сфере экологии зафиксировано представителями общественных организаций или специалистами контролирующих органов, правовая квалификация совершенных действий или преступного бездействия определяется прокурором. Степень правовой ответственности в случае доказательства совершения преступления будет рассмотрена судом согласно нормам законодательства.

Незначительные экологические преступления, не повлёкшие значительного ущерба, не подлежат судебной оценке, а входят в сферу компетенции контролирующих органов — государственный, муниципальный или производственный экологический контроль.

Государственный контроль имеет полномочия осуществлять проверку соблюдения экологических норм (состояние атмосферы, воды, почвы, лесных угодий) на всей территории федерального субъекта. Муниципальные контролирующие органы выполняют аналогичную функцию в границах населенного пункта.

Производственный контроль имеет полномочия проверять соответствие работы различных видов технического оборудования нормам экологии.

Соблюдение производственных экологических норм защищает предприятие от более суровой административной ответственности, если государственный контроль зафиксирует факт совершения преступления.

Юридическая ответственность

Нарушение правил пользования природными ресурсами влечет за собой назначение виновному меры наказания по одному из четырёх видов ответственности:

  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой.

Если ущерб был нанесен частному владельцу земельных угодий, нарушителя экологического законодательства ждёт судебный иск о возмещении последствий. Подобная форма наказания относится к гражданско-правовой ответственности.

Выплата компенсации допустима как вариант устранения совершенного экологического преступления лишь тогда, когда отсутствует серьёзный урон природе.

Например, легковой автомобиль проехался на поле, где созревала пшеница, в результате чего агрохозяйству был нанесен существенный ущерб.

Гражданско-правовая ответственность может быть сопряжена с административной, если кроме нанесения материального ущерба было зафиксировано загрязнение грунта, водоёма или атмосферы. Здесь ответственность за экологические правонарушения будет являться причиной наложения штрафа и компенсации последствий.

Административный штраф

Основным отличием административной от уголовной ответственности за экологические преступления является отсутствие общественной опасности в результате действий правонарушителя.

Нарушения экологических норм, а также другие преступления, в результате которых наносится ущерб природе, подлежат взысканию штрафа согласно одной из статей главы 8 КоАП РФ.

Кроме того, на виновного могут быть наложены другие меры наказания, включая приостановку деятельности и аннулирование лицензии.

В качестве примеров экологических преступлений, которые подпадают под административную ответственность, можно упомянуть:

  • порчу земель вследствие нарушения правил использования сельскохозяйственных удобрений;
  • невыполнение обязательной рекультивации почвы;
  • нарушение норм водопользования, захоронения бытовых или промышленных отходов;
  • самовольная вырубка леса;
  • незаконная охота на животных;
  • уничтожение мест обитания редких видов животных.

Всего глава 8 КоАП включает в себя 52 статьи, регулирующие наказание за экологические правонарушения.

Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46 (звонок бесплатен)

Уголовное наказание

Экологические преступления, последствия которых являются общественно опасными, подлежат ответственности исключительно согласно уголовному законодательству. Глава 26 УК включает в себя перечень статей, а также меры наказания за их совершение.

Названия некоторых экологических преступлений, указанных в гл.26 УК, тождественны с аналогичными экологическими правонарушениями, включенными в КоАП. К примеру, ст.254 УК «Порча земель» имеет одно название со ст.8.6 КоАП.

Однако при ближайшем рассмотрении содержание этих статей существенно отличается.

Если административное законодательство регулирует наказание за снятие плодородного слоя почвы или его загрязнение агропромышленными химикатами, то под уголовную ответственность подпадает порча земель, произошедшая в результате выброса токсичных или радиоактивных отходов.

Наиболее суровое наказание в законодательстве предусмотрено за экологические преступления, ставших причиной нанесения ущерба здоровью граждан. Это относится не только к загрязнению природной среды, но и к любым другим действиям человека, включая преступную халатность и бездействие.

Умышленный или неумышленный поджог сухой травы, приведший к крупному лесному пожару, выброс в атмосферу ядовитых веществ, убийство животных редких видов — за все эти и подобные им экологические преступления подсудимому грозит не только штраф, но также исправительные работы или лишение свободы.

Дисциплинарная ответственность

Одним из распространённых видов ответственности граждан за допущенные ими экологические правонарушения является дисциплинарное наказание. В подавляющем большинстве случаев оно наступает в результате служебной халатности или пренебрежения трудовым регламентом.

Согласно ст.192 ТК РФ, дисциплинарное взыскание, в том числе за экологические правонарушения, может иметь несколько видов:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора с занесением в трудовую книжку или увольнение по статье, требует соблюдения ряда условий, без которых руководство предприятия спустя несколько недель может столкнуться с обжалованием принятого решения в судебном порядке. Главным из этих условий является соответствие меры наказания тяжести проступка, а также наличие доказательств вины работника.

Источник: http://sozvezdiedom.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-prestupleniya-sudebnaya-praktika/

Примеры дел по экологическим правонарушениям

Судебная практика по делам об экологических правонарушениях за 2017 год

ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕФОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАО. Дело в том, что административная ответственность устанавливалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., а также специальным экологическим законодательством.

До последнего времени правовое регулирование этого института с точки зрения источников права, включающих нормы законодательства об административной ответственности за экологические проступки, их структуры и содержания выглядело достаточно сложно и, более того, противоречиво.

Дубовик, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИГП РАН. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации.

При этом в одних актах указывались перечни составов экологических правонарушений (например, в Федеральных законах «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др.

), в других, например Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.

, определялись и санкции, и порядок рассмотрения дел, наконец, во многих актах содержится лишь отсылочная норма с указанием о возможности привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе административной.

В связи с принятием нового Ко АП РФ ситуация меняется. 2.1 прямо устанавливает, что «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст.

2.3), а юридического — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

——————————— См.: Административная ответственность / Под ред.

Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства — сейчас.ру

Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения // Правовые проблемы охраны окружающей среды.

В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.

159 — 172; Административно-правовая борьба милиции общественной безопасности с экологическими правонарушениями: Автореф. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде.

Цель статьи — обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды.

246 УК), а также заменяет отдельные специальные составы административных проступков в целях экономии текста закона.

КоАП и подведомственность споров в сфере защиты окружающей среды: спорные вопросы практики

Под административным экологическим проступком понимается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она представляет собой аналог материального состава экологического преступления (ст.

Но в доктрине экологического права такое понятие выработано. Так, статья 8.1 является новой и вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны.

не содержит, в отличие от ранее действовавшего базового экологического акта, ни определения экологического правонарушения или экологического преступления, ни перечня составов. 8.

13 — ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления по ч. 4 — за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Изменился подход к использованию таких конструкций составов, как общие и специальные: в новый Ко АП РФ включен целый ряд общих составов (ст. 8.1 — 8.5), выполняющих помимо всего прочего и роль резервных норм.

Законодательное понятие административного экологического проступка отсутствует. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. 8.

35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений», ст. 8.

3, устанавливающей ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, ст.

Специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.

п. знаках, в третьей — о пунктах государственных геодезических сетей и т.п. Хотя большинство составов экологических проступков сформулированы как формальные, но сохранены и конструкции материальных составов (например, в ст. Введены составы поставления в опасность (например, в ст.

Теперь данные нормы содержатся в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» и включают составы неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); воспрепятствования осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей (ч. 19.4); невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 19.5); непринятия по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. Кроме того, некоторое сокращение числа статей достигнуто за счет объединения в них составов по признаку объекта с разделением по предмету посягательства в частях статьи. 7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй — наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п.

Тем самым устранен фактический повтор таких специальных составов, как воспрепятствование деятельности должностных лиц органов контроля и надзора, невыполнение их законных требований и предписаний.

содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения. Сокращено число статей, предусматривающих ответственность за отдельные виды административных проступков путем обобщения признаков состава.

Она включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е.

Характеристика административных правонарушений в сфере экологического законодательства по данным судебной практики – тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Глава 10 также подверглась структурным изменениям, хотя и не столь принципиальным.

недра, воды, леса, животный мир, а также самовольную добычу янтаря.

В Ко АП РСФСР соответствующая глава включала всего лишь 5 статей, предусматривающих ответственность за посягательства на социалистическую собственность, т.е.

8.4 «Нарушение законодательства об экологической экспертизе». Глава 7 ныне включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов.

Примерами первого варианта правотворческого решения служат составы ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов», 8.

5 «Сокрытие или искажение экологической информации», второго — ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.14 «Нарушение правил водопользования», 8.15 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств», 7.

6 «Самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии)», 7.7 «Повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки», 7.

8 «Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», третьего — ст.

Источник: http://newohta.spb.ru/primery-del-po-ekologicheskim-pravonarusheniyam.html

Мастер в праве
Добавить комментарий